Ирина Масакова, заместитель руководителя Росстата. - В
ближайшее время в России будет проводиться выборочное наблюдение за затратами на
производство и реализацию товаров и услуг среди предприятий и организаций. Какая
цель этого обследования, для чего нужны базовые таблицы "затраты-выпуск"? -
Прежде всего это выборочное обследование проводится для получения информации о
структуре расходов предприятий и организаций на производство продукции, работ,
услуг. Такая информация необходима для построения таблиц "затраты-выпуск". В
соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации 201-р от 14
февраля 2009 года выборочное обследование должно проводиться один раз в пять
лет, собственно, как и построение базовых таблиц "затраты-выпуск". Подобные
таблицы строились и в советское время. Последние таблицы "затраты-выпуск" были
построены за 1995 год, после чего был солидный перерыв. Во-первых, это было
связано с экономической ситуацией в стране, поскольку проводились реформы, в
результате которых произошли очень существенные институциональные
преобразования, кроме того, в течение этих лет сохранялся высокий уровень
инфляции. Работа над таблицами "затраты-выпуск" наукоемкая и методологически
сложная, требующая очень большого объема информационных и финансовых ресурсов.
Поэтому министерство финансов из-за ограниченности финансовых возможностей не
выделяло нам эти дополнительные средства, хотя потребность в этих таблицах
назрела уже давно. - Кто использует таблицы "затраты-выпуск"? - Органы
государственной власти, научно-исследовательские организации. Эти таблицы
являются аналитическим инструментом, позволяющим прогнозировать, выполнять
сценарные расчеты развития экономики в результате изменения различных факторов.
Допустим, предполагается изменить систему налогообложения. Надо просчитать, чем
это закончится, как это повлияет на цены потребителей, на основные цены и т. д.
Или правительство рассматривает вопросы повышения оплаты труда в отраслях
экономики. Для того чтобы просчитать, что за этим последует, необходимо
смоделировать эту ситуацию. Таблицы "затраты-выпуск" позволяют это сделать, они
являются инструментом, который определяет и количественно измеряет уровень
межотраслевых взаимосвязей. - Определены ли алгоритмы и размеры выборки для
различных категорий хозяйствующих субъектов? - Конечно. Поскольку обследование
проводится по итогам за 2011 год, мы сейчас уже должны принять решение в
отношении размеров выборки, алгоритмов отбора. Крупные и средние предприятия
будут обследоваться в сплошном порядке, поскольку каждое предприятие такого типа
является уникальным, оно имеет свою структуру расходов на производство
продукции. Выборочное обследование среди крупных и средних предприятий проводить
достаточно проблематично, потому что процент ошибки может быть достаточно
высоким. Что касается малых предприятий, то мы их будем обследовать в выборочном
порядке, процентов десять, по упрощенной форме статистического наблюдения. Будут
обследованы двадцать процентов бюджетных организаций и примерно половина
некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. - Малый бизнес и
так устал от недавней переписи, а тут еще новые бланки! - С одной стороны, да.
Но, с другой стороны, мы пытаемся учесть особенности функционирования разных
типов предприятий. Целый ряд предприятий применяет упрощенную систему
налогообложения, они не обязаны вести подробный бухгалтерский учет. Естественно,
таким предприятиям, если они попадут в выборку, мы направим бланк, который
построен таким образом, чтобы бухгалтер смог его заполнить. - Вы будете
учитывать результаты переписи малого бизнеса? - Обязательно. Выборочное
обследование будет как раз проводиться на основе списков предприятий, уточненных
по результатам сплошного обследования. Обследование будет проведено по итогам за
2011 год, и заполненные бланки обследования организации нам должны представить
во втором квартале 2012 года. Мы уже разместили их на сайте Росстата, будем
рассылать и по почте, и нарочным. Предприятия, которые приходят сдавать
статистическую отчетность в территориальные органы государственной статистики,
смогут получить их на месте. - Почему работа над таблицами такая долгая? -
Разработка таблиц "затраты-выпуск" предполагает не просто сбор и обработку
информации, полученной из разных источников, но и расчет на ее основе различных
показателей таблиц, согласование и балансировку. Работа над таблицами - это
всесторонний анализ миллионов показателей. И это итерационный процесс. То есть
построили рабочую таблицу, выявили дисбалансы между ресурсами, которыми
располагает страна, и их использованием по группам товаров и услуг. Выяснили,
сколько произвели, сколько импортировали, сколько использовали на
производственное потребление, сколько на конечное потребление, накопление,
экспортировали, определили возможные причины возникновения дисбаланса. За счет
ли ненадежности статистической информации или за счет неполноты предоставленных
сведений, а может, за счет различий в методологии разработки показателей. На
самом деле для построения таблиц "затраты-выпуск" используются и очень подробные
данные статистики государственных финансов, данные налоговой, таможенной
статистики, статистические данные различных министерств и ведомств. И все это
нужно не просто преобразовать, но и согласовать по классификационным
группировкам, по экономическому содержанию. Допустим, один и тот же показатель с
НДС и без НДС. Мы должны понимать, что если показатели в разной системе оценки,
значит, мы должны эту оценку привести к единообразию. Только обработка
информации и построение рабочих таблиц занимает много времени. Обработка итогов
этого обследования закончится к концу 2012 года, в 2013-м мы обработаем
информацию, полученную из других источников, и построим первый, рабочий вариант
таблиц, с которым начнем работать. К 2015 году будут получены сбалансированные
таблицы "затраты-выпуск", проведен их анализ и подготовлен доклад в
правительство РФ.
Источник: "Российская
Бизнес-газета" (
http://www.rg.ru/2011/08/30/stat.html
)